Пока непонятно, что стоит за арестом
Андрей Кобяков
Как сообщалось, Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении министра экономического развития Алексея Улюкаева. Ситуация анализирует в интервью «Русской народной линии» известный экономист, кандидат экономических наук, доцент МГУ Андрей Кобяков:
Честно признаюсь, мне нечего добавить что-либо существенное к разговору о коррупционной части скандала. Пока для меня непонятно, чем закончится задержание Улюкаева. Известны примеры арестов бывшего министра обороны и многих губернаторов. Я не считаю себя специалистом в этой области, но как-то странно считать Улюкаева – лицом коррупции. Он был олицетворением либерального курса экономики. В советское время олицетворением Брежневского курса стало т.н. узбекское дело.
Любая власть имеет коррупционеров, поэтому не стоит рассуждать об аресте Улюкаева в коррупционном свете. Однако подобного рода действия не могли произойти без отмашки из Кремля. В любом случае можно предположить множество версий истинных причин задержания министра экономического развития РФ. Например, разборки между группировками, раздрай в либеральном лагере или акция устрашения – погрозить пальчикам всем остальным, дескать, не расслабляйтесь! Пока Улюкаев является самой яркой фигурой в свете коррупционных скандалов. Если уж нет прикасаемых на столь высоком уровне, то должны задуматься все остальные чиновники.
Первой моей реакцией при прочтении новости была мысль о смене экономического курса. Но пока у меня нет оснований быть в этом уверенным, ибо причин ареста может быть множество. Например, последняя попытка стать более благоразумными и вместо набивания бездонных карманов подумать об исполнении своих служебных обязанностей. Быть может, за этим событием не последует иных кадровых изменений, особенно в плане назначения либералов или консерваторов.
Я опасаюсь делать глубокие выводы, хотя понимаю, что многие люди свяжут арест Улюкаева с грядущим изменением экономического курса. Однако повторю, у меня нет оснований так думать. Для смены экономического курса было бы лучше избежать подобного коррупционного скандала, а Улюкаева тихо убрать за профнепригодность. В этом случае у меня было бы больше оснований и надежд на кардинальные перемены в экономической сфере. Но пока до сих пор мы слышали положительные оценки Президента о работе нашего экономического блока. Мне не хватает главного – оценки Президента России, который провозгласил бы: «Ребята, вы не оправдали мои ожидания».
В Институте динамического консерватизма мы первыми подняли тему о том, что Владимир Путин проводит политику Иоанна Грозного. Но пока следование политике Царя остается лишь добрым пожеланием.
Конечно, я желал бы видеть в аресте Улюкаева начало очищения политической элиты. Но пока сложно выдавать желаемое за истину. Повторю, равноценных версий задержания министра может быть бесчисленное множество. В конце концов, может выясниться, что произошло злоупотребление работников Следственного комитета. Известный российский полковник Захарченко недоумевал: какая взятка? Где она задокументирована? И про что вы вообще говорите? И даже 8 миллиардов, обнаруженных в квартире его не смутили: квартира не моя, и знать не знаю, откуда эти деньги?!
И в этом случае с точки зрения формального права ничего нельзя предъявить обвиняемому. Почему-то у нас фигурируют похожие суммы, но, с другой стороны, один факт подобного случая может скрывать десятки и сотни других взяток. Но дело не в смехотворности суммы, ибо мы прекрасно понимаем, что фигурируют деньги совершенно иного порядка. Мне пока непонятно, что стоит за арестом Улюкаева, но однозначно, что это не случайное явление.
Мы стали свидетелями не рядовой ситуации. Наезд на чиновника столь высокого ранга говорит о схватке в верхах. Верховная власть посылает определенный сигнал, который пока не расшифровать. И последуют ли теперь другие действия?
Нельзя без созревшего внутреннего убеждения кричать во весь голос, что с арестом Улюкаева началась опричнина, и был дан старт самоочищению системы. Пока для подобного вывода нет оснований.
В свое время была противоположная история с точки зрения идеологических парадигм, в перестройку Горбачеву не поверили многие системные либералы, отбывшие за границу. Они написали открытое письмо под названием «Пусть Горбачев нам докажет». И я боюсь, что ныне в значительной части консервативного патриотического сообщества созрело недоверию к Президенту – «Пусть Путин нам докажет». Но подобными словами глупо разбрасываться.
Неужели можно найти в стране хотя бы полпроцента населения, которое не одобряет подобные действия государства?! Конечно, может какие-то олигархи, плотно связанные с Улюкаевым, протестует против его ареста. Или кто-то скажет: «Подумаешь, 2 миллиона – какое барахло. И за это сажать человека?»
Буквально пятнадцать лет тому назад проходила публичная дискуссия о легализации взяток, инициированная московским правительством. Дескать, нормальный способ заработка чиновника, который решает проблемы. Как-то легко мы позабыли ту дискуссию.
Пока я обладаю недостаточными аргументами для того, чтобы занять определенную позицию, но без сомнений теплится надежда на смену экономического курса государства. Когда аресты улюкаевых станут системной мерой, тогда у нас появятся серьезные основания заявить о смене курса. Коррупционные аресты дошли до самых верхов, но пока они производят впечатления разрозненных действий и не меняют общей картины.
Источник
Количество показов: 7650
Рейтинг:
4.33