Броня крепка
Владислав Шурыгин
О фильме Дмитрия Рогозина «Танки. Уральский характер»
Нечасто в истории мирового кино встретишь фильм, автором которого стал не известный режиссёр, не продюсер, не журналист или писатель, а заместитель председателя правительства. Пожалуй, такого факта нет даже в известном собрании редкостей, "Книге Гиннеса". И вот, в августе этого года на экраны России вышла документальная лента "Танки. Уральский характер" — уникальный полуторачасовой рассказ о легендарном "Уралвагонзаводе", автором которой стал заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин. "Что за странная прихоть?" — спросит кто-то. И будет неправ. Потому что Дмитрий Рогозин — не просто заместитель председателя правительства, Дмитрий Рогозин — тот человек, кому доверено курировать наш оборонно-промышленный комплекс и управлять им. На Рогозине лежит огромная ответственность за восстановление нашего ОПК после долгих лет распада и безденежья, за оснащение нашей армии самыми современными системами оружия. И этот фильм — не изыск скучающего чиновника. Нет, он представляет собой практически "матрицу", программную дискету реанимации нашего ОПК, гимн его мощи, его возможностям, рассказ о том, какова его реальная роль в создании и сохранении нашего государства.
Что мы знаем о танках?
Кажется, банальный вопрос. Изданы тысячи книг, сняты десятки фильмов, интернет забит тематическими танковыми сайтами. Казалось бы, на этом фоне снять что-то оригинальное, сказать новое слово уже просто невозможно. Но это не так. "Танки. Уральский характер" — это фильм-история, фильм-энциклопедия, это целый документальный роман о ТАНКАХ. О ЗАВОДЕ, о ГОРОДЕ, о ДЕЛЕ. Это экспедиция в прошлое, история уральского танкового гиганта от, царя-реформатора Петра Великого, сметливых уральских купцов-заводчиков братьев Демидовых, основавших на Урале горнорудные и литейные производства, до сегодняшнего уникального научно-промышленного комплекса XXI века, с "космическими" технологиями и самым современным оборудованием. В фильме прекрасно показана преемственность российских оружейников: со времен Демидовых до наших дней.
Да, история танков с уральским характером началась не в ХХ веке, а намного раньше, с Петра I. Император-реформатор отлично понимал, что не природные ресурсы и не технологии сами по себе определяют результат дела. Успех всегда связан с правильным подбором людей. И главный талант Петра Первого был в том, что он умел подбирать людей подстать своим замыслам.
В русском языке есть хорошее слово "сподвижник". Вот такими сподвижниками для императора-реформатора стали Демидовы. Купцы, знатоки горнозаводского дела. Великолепные организаторы производства. Этот период можно условно назвать первой индустриализацией Урала.
В первую очередь, история "Уралвагонзавода" — это история людей. Уникальных людей, легендарных людей — тех, кто буквально своими руками творил Историю с большой буквы. Это и конструктор лучшего танка Второй мировой войны "тридцатьчетвёрки" Александр Морозов, и создатель самого распространённого танка современности Т-72 Леонид Карцев, и умерший на своём рабочем месте в лихие 90-е, но спасший завод от распада знаменитым "индийским контрактом" генеральный конструктор Владимир Поткин. Неизвестные факты, известные и неизвестные подвиги, известные и неизвестные войны...
Целая глава фильма посвящена развёртыванию производства танков на Урале. В конце 1941 года из западной части страны в Нижний Тагил были эвакуированы полтора десятка крупных предприятий и научно-исследовательских институтов. В том числе — главный советский танковый гигант, Харьковский тракторный завод. Война вынудила СССР, как и во времена Петра I, начать индустриализацию Урала. Каждый второй Т-34 был выпущен именно здесь — в Нижнем Тагиле. А всего за годы войны с уральских конвейеров сошло более ста тысяч(!!!) танков. Это была воистину война технологий, война моторов. Советские танки оказались не только лучшими по качеству, чем гитлеровские, но и на порядок дешевле, и технологичнее в производстве. На каждый гитлеровский "панцер" СССР собирал пять своих танков. К концу войны каждые полчаса из ворот завода выезжал новый танк.
Фильм "Танки. Уральский характер" захватывает лучше любого детектива. Особенно впечатляет впервые рассказанная с экрана история соревнования двух КБ, двух танковых школ, двух уникальных боевых машин: Т-72 и Т-64. Это соперничество — целая эпоха нашего танкостроения. Противостояние двух путей развития танковой промышленности: "революционный" танк против "эволюционного", уральская школа против харьковской. Более тридцати тысяч танков Т-72 было выпущено в Советском Союзе и, по лицензии, — более чем в сорока странах мира. А "летающий" танк Т-90С в начале XXI века стал самой продаваемой боевой машиной мира.
Фильм Дмитрия Рогозина — это уникальная возможность совершить экскурсию по сборочным цехам завода, увидеть, как рождаются самые совершенные боевые машины XXI века, как создаются и испытываются новые образцы, как проверяются войнами и конфликтами.
История "Уралвагонзавода" — ярчайший пример того, как один завод вытянул за собой всю танковую промышленность страны. И это сделали люди с особым, уральским характером. Их героический труд и великий талант позволили России остаться танковой супердержавой. История уральских танков — это живая история русского народа. Поэтому совершенно неудивительно, что даже в храме рядом с "Уралвагонзаводом" есть единственная в мире икона, на которой рядом с православными святыми и ангелами изображены нижнетагильские танки...
И можно только поблагодарить автора за удивительно насыщенный, яркий, интересный фильм. Фильм-оду. Оду людям русского ВПК. Инженерам, рабочим, конструкторам, испытателям — всем тем, кто своими руками куёт непобедимое оружие для нашей армии.
В конце фильма Дмитрий Олегович говорит, что сегодня к работникам российского ОПК возвращается заслуженное уважение и почёт. И фильм "Танки. Уральский характер" — это прекрасный памятник мужеству и таланту наших оружейников.
Завтра 14.08.2014
Количество показов: 1831