загрузка

 


ОЦЕНКИ. КОММЕНТАРИИ
АНАЛИТИКА
19.11.2016 Уникальная возможность подготовить текст общественного договора
Максим Шевченко
18.11.2016 Обратная сторона Дональда Трампа
Владимир Винников, Александр Нагорный
18.11.2016 Академия наук? Выкрасить и выбросить!
Георгий Малинецкий
17.11.2016 Пока непонятно, что стоит за арестом
Андрей Кобяков
17.11.2016 Трампу надо помочь!
Сергей Глазьев
16.11.2016 Трамп, приезжай!
Александр Проханов
16.11.2016 Место Молдавии – в Евразийском союзе
Александр Дугин
15.11.2016 Выиграть виски у коренного американца
Дмитрий Аяцков
15.11.2016 Победа Трампа и внешняя политика России
Николай Стариков
14.11.2016 Вольные бюджетники и немотствующий народ
Юрий Поляков



Не отнимай свою еду у собаки!

Шамиль Султанов

о метафизике наших сновидений

Мастер Ма-цзы, улыбаясь, сказал своим ученикам: "Если вы скажете хоть слово, я назначу вам тридцать ударов моей палкой. Но если вы не произнесёте ни слова, то же самое — тридцать ударов моей палкой".

Один ученик вышел вперёд и собирался просто поклониться Мастеру, но получил удар. Ученик запротестовал:

— Я не сказал ни одного слова, и Вы не позволили мне произнести ни слова. За что же удар?

Мастер засмеялся и сказал:

— Если я буду ждать тебя, твою речь, твоё молчание, будет слишком поздно. Жизнь не может ждать.

…Спонтанность — вот достойный путь к молниеносному осознанию реальности! И вот так реальность через спонтанность отвечает самой себе…

Всё — как реальность — заключено в Нём, но Он выше этого "всё". Ибо Он абсолютно имманентен всему, и, одновременно, Он абсолютно трансцендентен всему.

…Раввин Соломон бен Иегуда ибн Гебироль стоял потрясённый в предрассветный час на вершине холма, покрытого густым кустарником. Казалось, он молча возносил молитву, но на самом деле это был кто-то другой, внутри, настоящий Соломон, произносящий слова, в которых, казалось, постепенно растворяется вся Вселенная:

"Ты — Един, и в тайне Твоего единства теряются мудрейшие из людей, ибо они не знают Его.

Ты — Един, и Твоё Единство никогда не умаляется и никогда не расширяется и не может быть изменено.

Ты существуешь, но понимание и зрение смертных не может достичь ни Твоего существования, ни определить Твоё — Где, Как и Почему?

Ты существуешь, но в Себе Одном, ибо никто другой не может существовать с Тобой.

Ты существуешь, прежде всех времён и вне всякого места.

Ты существуешь, и Твоё существование так глубоко и сокровенно, что никто не может проникнуть в Твою Тайну и открыть её".

О, Тот, без Которого жизнь запретна,

Да и какая без Тебя жизнь!

Всякая жизнь, которая бывает без Тебя, —

Это небытие под именем жизни…

…А потому снова и снова Веды повторяют: Вселенная — сновидение Бога. А люди — суть мысли Бога, "смертные тени бессмертного божественного сна".

…Тише! Только прислушайся! Вот он — карликовый, скрюченный, измождённый бушмен, то ли через пятьдесят лет, то ли именно сейчас, то ли двести лет назад, чуть слышно бормочет пересохшими губами в безмятежно иссохшей Калахари: "Мир — это сон, который видит себя во сне, который, в свою очередь, ощущает себя во сне"…

Гениальный бушмен!..

Сновидение — великий подарок и бесконечный вызов. В сновидении стираются все внешние и внутренние границы, даже если их и нет в реальности! И это — подарок, который ты воочию переживаешь. А вызов — потому что ты есть, и тебя нет в сновидении, которое твоё и не твоё…

И как прекрасно, что реальность нельзя воспринять, осознать, растворить в себе, если ты не способен ощутить неповторимое прикосновение пульсирующего сна…

Всё — всякая жизнь, все вселенные, все миры, все предметы и все поступки — заключено в Его абсолютном Сознании.

Хотя все вещи и являются образами в Его Сознании, это не означает, что они — нереальны. То, что заключено в Его сознании, обладает жизнью от Него и существует.

Ты ведь находишься в мысленных образах твоего сознания, точно так же как они находятся в тебе. Так и Он находится в Своих мысленных образах, созданиях, мыслеформах, а они должны находиться в Его сознании.

И Тот, который созерцает в Себе все существа, и Себя во всех вещах, никогда не отворачивается от них.

Миры, вселенные, все вещи есть лишь образы в Его сознании. Эти миры — из Его Сознания, и в Нём же находятся. А потому всё есть Реальность, и каждый миг происходит новое сотворение Реальности в Его Сознании.

И в каждый миг есть только единственная, абсолютная Реальность.

Реальность существует и может существовать только как абсолютное творчество, поскольку она никогда не повторяется. (А разве можно повторить сон, даже если страстно возжелать?) А потому, Реальности предопределено быть абсолютно креативной.

Реальность есть единая, безбрежная в своей множественности, но целостная Жизнь. В Реальности нет неживого, потому что даже смерть есть нечто таинственно живое, есть лишь переход от одного живого к другому…

…Как грациозно и сочно удалось Омару Хайяму намекнуть на великолепие бесконечной пластичности жизни:

…Бог — в жилах дней. Вся жизнь — Его игра.

Из ртути Он — живого серебра.

Блеснёт луной, засеребрится рыбкой…

Он — гибкий весь, и смерть — Его игра…

Реальность есть всегда только живое настоящее, потому что Он всегда — "здесь и сейчас".

…Сон — легкокрылая, почти неслышимая, но великая метафора всегда неописуемой реальности. Где-то — в некоем всегда неизвестном, всегда таинственном, всегда другом, тончайшем, прозрачном, невидимом из-за своего поразительного сияния Сознании.

Дети, пока они дети, не ощущают границы между сном и не-сном. Только по-настоящему переполненное радостью сознание ребенка воспринимает и переживает Реальность как творчески-пульсирующую, живую, сновидческую сложность.

И вот, взгляни, как Вордсворт — аристократ-ребёнок-поэт — набрасывает захватывающую акварель слов, поднимающихся из неизвестной сладостной бездны:

…В былое время всё в моей стране:

Холмы, луга, леса, ручьи —

Казалось мне

Одетым в лунные лучи,

Видением живым в чудесном сне…

Реальность нельзя описать трёхмерной грамматикой, ей нельзя дать холодное, мраморное определение, потому что это вечное живое, бурлящее и безмолвное становление настоящего невозможно с чем-то сравнить, в том числе и с самим собой. Поэтому мы предпочитаем забывать реальность… и сон!

…Однажды Чжуан Цзы приснилось, что он — прекрасная бабочка, порхающая с цветка на цветок, на весеннем изумрудном лугу.

Проснувшись, он глубоко задумался: является ли он Чжуан Цзы, которому приснилась бабочка, или он — бабочка, которой снится, что она — Чжуан Цзы…

Потом повернулся к зеркальцу, но там не оказалось ни Чжуан Цзы, ни бабочки…

В Реальности нет границ, ибо здесь всё множественное одновременно и разнообразно и уникально, плавно перетекая одно в другое, именно потому, что это одна Реальность.

…Реальность можно в какой-то мере сравнить с легендарной жемчужной цепью, висящей над дворцом Индры и "устроенной таким образом, что, если посмотреть на одну жемчужину, все остальные отразятся в ней… Подобным образом каждый предмет во Вселенной не существует сам по себе, а включает все остальные предметы и фактически является всем"…

О, таинственный поток магии сновидения!..

Реальность — не столько сплошная мысль, сколько пластичная иерархия неисчислимых, переплетающихся, обнимающих друг друга уровней вечно живого творческого Сознания, где известное незримо перетекает в неизвестное, а то — в тайну, которая затем поглощается ослепляющим светом сверхтайны…И всё это сразу "здесь и сейчас" — смешано, переплетено, нераздельно…

…"Как наши сновидения, так созданы и мы, и жизни краткой дни объяты сном".

Пока Шекспир в тишине сырой лондонской ночи сосредоточенно записывал эти строки, из потайных ниш души, как печальные клочья серого, с просветами, тумана, всплывали гипнотизирующие слова Пиндара: "Наше существование есть только тень, видимая во сне, — сон тени"…

Но всегда и везде при этом Реальность остаётся единственной, таинственной, живой, невыразимой…

…Австралийские шаманы говорят, что Солнце, Луна и звёзды были задуманы в сновидениях Великих Предков, существовавших до начала времён. Земля, океаны и континенты, реки, горы и озёра, деревья и растения, и все существа, включая человека, — были созданы в их снах, становясь воплощением Великого Сновидения.

В "сновидении" происходит мистический перенос прошлого в настоящее и, одновременно, — превращение настоящего в прошлое. Через такое "сновидение" человек получает доступ в героический век и свою долю в этом веке творения. А потому героический век принадлежит не только прошлому, но и настоящему!

"Сновидение" — это такой же действительный опыт, который сравним с переживаниями в состоянии бодрствования. "Сновидение" отдельного человека, свободное от ограничений, накладываемых пространством, есть путь в вечное "сновидение", и оно обуславливается особым временем, которое является прошлым и настоящим одновременно.

Традициям и обычаям следуют потому, что им следовали герои. И сама жизнь возможна для человека благодаря действиям и животворным способностям героических предков. Всё, что есть, должно быть и будет, обязано своим существованием неразрывной связи с героическим, магическим прошлым.

Прошлое является и настоящим, поскольку великие герои не прекращают своего существования и имеют непосредственное отношение к деятельности человека на протяжении всей его жизни.

Именно в сновидении прошлое, настоящее и будущее особым образом сосуществуют, являясь аспектами одной реальности "здесь и сейчас".

…Вчера — это только сегодняшнее воспоминание. Завтра — это сегодняшнее сновидение…

"И мы несёмся по спирали необычайного волчка…" — какая-то завораживающая магическая картинка начинает составляться в целое у Кальдерона, — "…она одновременно движется и вперёд и назад":

"Нас несёт сквозь время столь странным образом,

что существование становится

подобным сновидению,

И это подсказывает мне, что нормальному человеку

жизнь просто снится изо дня в день.

Богачу снятся удача и богатство,

которые доставляют немало забот.

Бедняку — несчастья, которых не счесть.

Честолюбцу — собственные амбиции.

Оскорблённому — сладкая месть.

Любому и каждому только снится

то, чем он является и живёт,

но всякий ли это осознаёт?..

Что такое жизнь? Обман? Пятна теней? Фикция?

Иль иллюзии туман? Иль счастливый случай?

Нет, вся жизнь — просто сон…

Да и сновидения —

не смешно ли, господа? — тоже только сон.

…Некто из страны Чэнь собирал однажды хворост, как вдруг встретил оленя ослепительной красоты. Он погнался за оленем и убил его. Боясь, что кто-нибудь увидит, он поспешно спрятал тело оленя в яме и прикрыл его листьями подорожника, ликуя и радуясь своей удаче. Но вскоре он забыл место, где спрятал оленя. Думая, что всё это ему приснилось, он отправился домой, бормоча что-то себе под нос по поводу случившегося.

Тем временем рядом проходил человек, подслушавший его бормотание. Следуя его словам, он пошёл и нашёл оленя. Вернувшись, этот человек сказал жене:

— Дровосеку приснилось, что он припрятал оленя, но он не знал, где именно, а я нашёл оленя, значит, его сон был действительностью.

— Это ты спал, — ответила его жена, — и тебе приснился дровосек. Убил ли он оленя? И есть ли вообще такой человек? Это ты убил оленя.

— Да, ты права, — согласился муж. — Это я убил оленя, поэтому не так уж важно, дровосеку ли приснился олень или мне приснился дровосек.

Когда дровосек вернулся домой, то стал досадовать о потерянном олене, а ночью ему приснилось место, где был спрятан олень, и тот, кто унёс его. Утром он отправился на увиденное во сне место: всё подтвердилось.

Он предпринял шаги, чтобы вернуть своё имущество в законном порядке и обратился в суд. По окончании слушания дела судья вынес следующее решение:

"Истец начал с подлинного и мнимого снов. Далее он заявляет о подлинном сне и мнимом олене. Ответчик подлинно овладел оленем, который приснился, по его словам, истцу. И теперь ответчик пытается удержать добычу. Согласно же мнению его жены, и олень, и сам дровосек — только часть его сна, поэтому оленя не убивал никто. Всё же поскольку убитый олень лежит перед нами, то вам ничего не остаётся, как поделить его между собой".

Когда император государства Чэнь услыхал об этом происшествии, он воскликнул: "Судье, верно, самому приснилось это дело"…

Реальность как бесконечно творческая тайна требует не рассудка и не ума, а веры как высшего проявления осознанности. А потому именно креативность — величайший критерий истинности веры!

…Странник, посвистывая, направляется через сновидческую Реальность к своему "внутреннему человеку" и безмятежно всматривается вперёд: "И путь мой во мраке".

…А почему во мраке? На этот вопрос Герман Гессе, меланхолично, раз за разом, наигрывающий что-то очень знакомое из "Тангейзеров", безмолвно повторяет: "Ведь каждый из нас только человек, только попытка, только переход…".

…И вот здесь, прямо сейчас, из провалившейся могилы — ты слышишь! — живое тютчевское предупреждение: "Как океан объемлет шар земной, земная жизнь кругом объята снами"…

Но одновременно обыденная, поверхностная действительность как она воспринимается, переживается, осознаётся есть неотъемлемый и необходимый компонент этой Реальности.

Всё, что каждый видит на протяжении всей своей земной жизни, не более чем сновидение. Ибо оно очень похоже на сновидение. Но это совсем не значит, что жизнь есть иллюзия. Сны порой становятся реальностью, а действительность постоянно превращается в сон. Всё, что ты воспринимаешь как окружающую действительность, существует лишь в твоём сознании. Разве это не похоже на сон!

Бывают сны более реальные, чем сама действительность. Такие сны отличаются тем, что они, как и сама действительность, не противоречат памяти о прошлом опыте. Но и воспоминания также являются лишь сновидениями.

Тогда, если жизнь есть лишь сон и мы можем проснуться в нём, значит, мы можем изменять наши сны, изменяя само сновидение.

…Шопенгауэр не видел, не слышал, не ощущал, как глубокий ночной покой объял словно заснувший навсегда город. Скрип пера заставлял прятаться в углах хитро перемигивающиеся, чуть светящие тени: "…Есть ли верное мерило для различения между сновидениями и действительностью, между грёзами и реальными объектами? …Мы должны признать, что жизнь — это долгое сновидение… мы спрашиваем, действительно ли этот мир есть не более чем представление, и в таком случае не проходит ли он перед нами как бесплотное сновидение"…

…"Это Майя застилает глаза смертным и заставляет их видеть мир, о котором нельзя сказать — ни что существует, ни что он не существует; ибо он подобен сновидению, подобен отблеску солнца на песке, который путник издали принимает за воду.

…Способен ли кто-нибудь встать рядом с солнцем и луной, заключить в свои объятия Вселенную, жить заодно со всем сущим, принимать всё, что случается в мире, и не видеть различия между людьми низкими и возвышенными? Обыкновенные люди трудятся, не покладая рук. Мудрый же действует, не мудрствуя, и для него 10 тысяч лет — как одно мгновение. Для него все вещи в мире существуют сами по себе и друг друга в себя вмещают.

Откуда мне знать, что привязанность к жизни не есть обман? Могу ли я быть уверенным в том, что человек, страшащийся смерти, не похож на того, кто покинул свой дом и боится в него вернуться? Так откуда мне знать, не раскаивается ли мёртвый в том, что прежде молил о продлении своей жизни?

Кто-то во сне пьёт вино, а проснувшись, льёт слезы.

Кто-то во сне льёт слезы, а проснувшись, отправляется на охоту.

Когда нам что-то снится, мы не знаем, что видим сон. Во сне мы можем даже гадать по своему сну, и лишь проснувшись, знаем, что то был только сон.

Но есть ещё великое пробуждение, после которого узнаёшь, что в мире есть великий сон. А глупцы думают, что они бодрствуют и доподлинно знают, кто в мире царь, а кто пастух. До чего же они тупы!

Ты — это только сон, и то, что я называю тебя сном, тоже сон.

Такие речи кажутся загадочными, но если по прошествии многих тысяч поколений вдруг явится великий мудрец, понимающий их смысл, для него вся вечность времён промелькнёт как один день!"…

…И сказал пророк Мухаммад: "Люди спят, а когда умирают, просыпаются".

…И я всматриваюсь — как ровно и спокойно говорит своим ученикам Джалаладдин Руми: "Жизнь в этом мире есть сон забвения, который отделяет человека от истинной реальности. Подобно тому, который, увидев мгновенный сон, забывает родной город, где он жил годами, душа отдаётся иллюзии и сну этого мира и забывает свою истинную родину; не понимает, что этот разрушительный мир затмевает глаза, как облако закрывает звёзды".

В этот момент он словно на секунду задумался, что-то вспоминая, а затем продолжил: "Говорят, в давние времена некие ловкачи, дождавшись лунных ночей, приспособились продавать лунное сияние. Отмеряя его, как ткань или холст, они, соответственно, получали деньги от доверчивых покупателей".

Он сделал глоток чая из пиалы, а потом продек­ламировал:

На тот базар, где шум и суета,

И мы пришли, чтобы купить холста.

И призрачный нам отмеряют свет

Взамен прожитых понапрасну лет.

Так, где же то, что куплено досель?

И нет холста, и опустел кошель.

Неспособность воспринимать тайну Реальности (как и неспособность к сновидениям) — результат человеческой, цивилизационной и культурной, деградации внешнего индивида, итог его социальной обусловленности, последствия его воспитания как непрерывной и беспощадной дрессировки.

Эта Реальность-Сознание есть безупречный вызов для "внутреннего человека".

…Жил однажды некий дехканин. Он уже достиг определённого уровня личностного совершенствования, когда непосредственно ощущаешь высшие принципы.

Он жил, подобно всем другим дехканам, с семьёй и имел ребёнка. И он, и его жена необыкновенно сильно любили своего сына, потому что это был их единственный ребёнок.

Однажды он работал на своём поле, к нему пришёл человек и принёс известие, что его сын тяжело заболел. Дехканин пошел домой, позвал врачей, принял всевозможные меры, но не смог спасти жизнь ребёнка, и тот умер. Все в доме были охвачены горем, но сам земледелец имел такой вид, как будто ничего не случилось. Он утешал других, говоря: "Чего можно достичь, оплакивая ребёнка?"

На следующий день он, как обычно, пошёл на своё поле. Кончив там работу, он вернулся домой и нашёл свою жену и других членов семьи плачущими и рыдающими, поглощёнными своим горем.

Жена начала упрекать его, говоря: "Какой вы бессердечный человек: вы не пролили ни одной слезы о своём ребёнке". Земледелец спокойно ответил ей: "Прошлой ночью у меня был удивительный сон. Я видел, что я король, и что у меня восемь прекрасных детей, и что я наслаждаюсь всеми благами и удовольствиями жизни. Внезапно я проснулся, и сон прошёл. И вот теперь я в большом смущении — нужно ли мне оплакивать тех детей, которых восемь, или этого одного?"

Смысл твоей неповторимой, уникальной жизни сокрыт в Реальности, от которой ты сейчас далёк в такой же степени, насколько года отдаляют от тебя самого, когда ты был счастливым младенцем.

Реальность — это единство всегда уникального знания и креативного познающего, где на самом деле нет ни этого якобы уникального знания, ни этого так называемого креативного познающего.

…Некий царь всю ночь охотился. Когда наутро он вернулся, его ждал гуру. Но царь решил: "Сначала я немного отдохну".

Спустя некоторое время он проснулся и сказал:

— Гуруджи, у меня возник вопрос. Я немного поспал и видел сон, в котором был нищим. Однажды я отправился в деревню попрошайничать и увидел много других нищих. Но все они шли в противоположном направлении. Я шёл в деревню, они — из неё. Один из нищих сказал мне: "Куда ты идёшь? Пойдём с нами. Сегодня день рождения царя, он будет раздавать одежду, много еды и денег". Я пошёл с ними. Я наелся, получил новую одежду и решил сегодня же помыться, одеться в новое и поесть как царь. Пока я мылся, собака утащила мою еду. Я схватил палку и погнался за собакой. Отобрав у неё еду, я проснулся. В этот момент я был нищим, пришедшим к царю попрошайничать в мой собственный день рождения! Гуруджи, какова истина? Кем я был в этот момент: царём или нищим?

Мастер ответил:

— То и другое — сон. В настоящее время мы разговариваем тоже в сновидении. Весь мир спит. Сон означает попрошайничество. Каждый выпрашивает что-то своё. Цари тоже попрошайничают. Все попрошайничают.

Пока все спят, тебе надо проснуться. Тот, кто остаётся в своём "Я", думает в своём "Я", говорит из своего "Я", только тот воистину пробуждён. Если же забываешь об этом, если "я — это не Я, мне нужно что-то ещё" — то это сон, и ты гоняешься за собакой, чтобы отобрать у неё еду.

* * *

Однажды утром Бокудзю проснулся и сразу же позвал старшего ученика, говоря:

— Послушай, мне приснился сон. Можешь ли ты растолковать его значение?

Ученик ответил:

— Подождите! Сначала я принесу воды, чтобы Вы могли умыть своё лицо!

Он принёс кувшин с водой и помог Мастеру умыться. В это время мимо проходил другой ученик. Бокудзю сказал:

— Послушай, мне приснился сон. Не можешь ли ты дать его толкование?

— Лучше я принесу Вам чашечку чая! — сказал ученик и ушёл.

Ещё один ученик слышал слова Мастера, он подошёл ближе и спросил:

— Что за сон Вам приснился?

И в ответ получил удар бамбуковой палкой по голове. Двое учеников и Мастер разразились громким смехом.

Завтра 31.01.2016


Количество показов: 1982
Рейтинг:  2.93
(Голосов: 1, Рейтинг: 1)

Книжная серия КОЛЛЕКЦИЯ ИЗБОРСКОГО КЛУБА



А.Проханов.
Русский камень (роман)



Юрий ПОЛЯКОВ.
Перелётная элита



Виталий Аверьянов.
Со своих колоколен



ИЗДАНИЯ ИНСТИТУТА ДИНАМИЧЕСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА




  Наши партнеры:

  Брянское отделение Изборского клуба  Аналитический веб-журнал Глобоскоп   

Счетчики:

Яндекс.Метрика    
  НОВАЯ ЗЕМЛЯ  Изборский клуб Молдова  Изборский клуб Саратов


 


^ Наверх